В данной статье я попытался рассмотреть вопрос использования ассемблера в Си-программах для компилятора SDCC. Данный компилятор часто подвергается критике по качеству кода, однако он является единственным Open Source компилятором для архитектуры STM8, и единственным компилятором доступным в Linux. Поэтому данная статья может рассматриваться как HowTo по выжимании максимума возможного из SDCC.
Когда я пытался в прошлый раз (почти два года назад) подружиться с SDCC у меня оказалось большое количество вопросов к нему, что вылилось в метания между SDCC, IAR и Cosmic. Была даже идея отказаться от STM8 в пользу Cortex-M0. Однако теперь для Linux появился отладочный интерфейс, что побудило меня еще раз взглянуть на SDCC и попытаться найти к нему подход.
Статья построена аналогично предыдущей: ATtiny13a: использование ассемблера GNU-AS в программах на Си с той разницей, что вместо ATtiny13a будет использоваться 20-пиновый STM8S103F3P6, а вместо GCC - SDCC.
В качестве операционки при написании использовался Slackware GNU/Linux (русские физики рекомендуют), но теоретически, все должно работать и в Windows при условии использования CYGWIN.
По ходу изложения, я буду сравнивать систему команд STM8 и AVR. Я делаю это не для того что "уронить" AVR, а потому что считаю эту архитектуру хорошо сбалансированной, удобной в использовании и легкой в освоении. STM8 это более современная архитектура, и по определению обязана быть более лучшей. Однако AVR удобно рассматривать в качестве какой-то базовой системы, этакой точкой отсчета.
Полные исходники, сборочные файлы и скомпилированные прошивки можно будет скачать по ссылке в конце статьи.
Примечание от 01.09.2022г. В SDCC версии 4.2 поменялся формат передачи аргументов функций. Если раньше все аргументы передавались через стек, то теперь они передаются через регистры. Поэтому для совместимости со старым кодом следует добавлять опцию компиляции "--sdcccall 0".
Вначале я хотел посвятить архитектуре STM8 краткую вводную главу, но когда начал вчитываться в документацию, то понял, что переводить надо все. Потому что лучше, чем написано в документации, я не скажу. Посвятить целую статью теории - это несколько выходит за формат моего сайта. Но все, что там изложено, стоит того, чтобы это прочесть.
Наибольшие вопросы в STM8 у меня вызывал 3-уровневый конвейер, поэтому в основу перевода легла глава, рассмативающая работу этого конвейера.
Если сравнивать систему команд STM8 с ассемблером AVR, то здесь имеется большое количество 16-битных команд, целочисленное умножение и деление, условные переходы объединены с проверками, не надо вечно перепрыгивать через команду. Имеются полноценные битовые команды, которые выполняются за один цикл. В целом, мне показалась, что писать на ассемблере STM8 можно также легко как на Си.